ms1970 (ms1970) wrote,
ms1970
ms1970

Categories:

Эгрегоры без мистики - 8

800px-Basilique_du_Sacré-Cœur_IMG_1271
8. Душа города
Чем больше феномен, тем менее детален его эгрегор. Культуры-цивилизации имеют минимум душевных элементов. Поэтому душа культуры-цивилизации проста, но ее чрезвычайно сложно уловить, тем более представителю другой культуры. В человеке этих элементов максимум, потому сложно разобраться, оттого и «душа-потемки». Возможных элементов человеческой души множество, и из них трудно выбрать. Самый простой элемент оказывается в середине. Это город. Его душа обычно открыта.

Монмартр был дешевым районом Парижа. Поэтому богема – а богема – это именно бедные творческие люди – снимала там чердаки и комнаты. Художники, писатели, поэты. Возникла тусовка. Люди знали друг друга, общались, любили, что-то организовывали. Эта совокупность связей и отношений и создавала душу Монмартра. Монмартр стал престижным местом. Цены выросли, и разного рода торгово-конторская буржуазия стала скупать эти чердаки. А художники-писатели уехали на Монпарнас. Буржуазия все скупила, а потом впала в недоумение: а что вообще это было, и зачем это вообще все? Чем оказался Монмартр? Чердаки и прочие полусарайные помещения за тройную цену. Их и скупили. А душа места ушла. Да даже если бы и не ушла – буржуазия все равно бы её не заметила: она не чувствовала душу места – она слышала рассказы об этой душе. А немногочисленные понимающие представители буржуазии ездили сюда «заряжаться» «энергией».

Души взаимодействуют. Душа революции жила во Франции долго, переходя от одной революции к другой. Парижская коммуна имела множество причин, но вспыхнула она именно на Монмартре. Сила места была настолько сильная и настолько явно воспринималась, что после подавления Коммуны над Монмартром построили с целью «очистки места от эгрегора» особую церковь, Базилику Сакре-Кёр, которая тоже стала одним из символов Парижа. И стоит она над Монмартром, и кругом – тишина...

Место включает ассоциативный ряд. В этом ряду возникают как приятие-неприятие, так и чувство направления. Последнее – это не потребность двигаться; это движение души, которая на чем-то акцентируется и стремится почувствовать этот акцент. Далее этот акцент может вдохновить на действие.

Когда говорится о душе места, например, города, подразумевается, что душа человека как-то взаимодействует с душой города. И есть нюансы. Чеховское "в Москву, в Москву!" означает совсем иное, чем «в Москва плитка класть, и кафель». А Раскольников – это же персонифицированная душа Петербурга. Русские не любили эту душу, подбирая под нее обычно негативные ассоциации – бездушная, казенная, бюрократическая. Нужно добавить – психически очень нездоровая, что было впервые отмечено еще в «Медном всаднике».

Душа города возникает в процессе строительства нации и постепенно отмирает при превращении нации в массу. Города массы не имеют души; душа города содержится в его людях, а люди-детали и люди-функции массового общества – они сначала детали и функции, а потом только люди. Их видение мира ограничено функциями и деталями, и это не душевное, это историческое, отрицающее душу. Они не обладают достаточной широтой восприятия в силу приобретенной специализации, и не могут понять души города. А не понятая душа города не может существовать. Сначала город утрачивает душу, а потом превращается в набор стандартных коробок, где нет людей как чего-то интересного, есть только человейник, механицизм и физиология. В истории есть множество «городов», являющихся по сути собранием деревень, где городской души вообще никогда и не было. И много великих городов, где эта душа была, но прошла.

В поздние исторические времена все города воспринимаются людьми с тонкой душевной организацией как что-то негативное, а столицы, в которых душа когда-то сосредотачивалась – вообще как зло. Именно потому, что это не города – это бездушные руины культуры, постепенно превращающиеся в руины цивилизации. В городе должна быть жизнь, и когда жизни не видно, это вызывает отторжение у всего и всех, что на жизнь так или иначе направлено.

Уходя, душа города уходит навсегда. Нельзя восстановить Монмартр, как впрочем, и Париж. Нельзя наловить где-то художников-поэтов и выпустить в нужном месте.
В плане культурном никогда не нужно что-то спасать. Само возникновение идеи спасения говорит о старости культурного феномена, и значит, об обреченности.
От настоящего культурного феномена отказаться нельзя, он не отпустит. От культурного феномена, если он кажется живым ,но таковым не является – страны, города, квартала – можно только отказаться, чтобы создать что-то новое. Оживить нельзя.

Душевному городу нужны люди со сходным видением; если у горожан не будет общего видения, душа города не возникнет. На базе видения возникают приятие-неприятие и стремления. Это стремление может быть и национальным, и национально-революционным; при чисто революционном город может обзавестись душой несколько позже, но это будет уже иная история. Далее возникает атмосфера; а в атмосфере рождается душа города.

Город может возникнуть стихийно, город может быть построен по плану. Идея города – это предложение; город всегда что-то предлагает. И чем шире это предложение, чем сложнее выбор предложения – тем больше шансов у собственно предложения стать городом. Какая идея – такая и атмосфера; бывают атмосферы вообще непригодные для жизни. Город предоставляет возможность раскрытия творческого потенциала; и чем больше таких потенциалов будет раскрыто, тем более шансов, что атмосфера, в том числе связей и культурных моментов, возникнет. Для Монмартра хватило низких цен на аренду и отсутствия конкуренции со стороны существующих отраслей; но, правда, это все-таки был Париж.

В нужное место людей приводит именно стремление души, которое в первые исторические времена, которые и последние, всегда идет за стремлением к жизни. Есть только один вариант: организовывать жизнь максимально близко к правилам жизни. И тогда появится шанс, что в этой жизни заведется душа.

Всё! Далее с исправлениями будет выложено на Вордпресс.
Subscribe

  • О характере русскага народа

    О характере русскага народа Поиск русской культурной матрицы. С этой темой никто никогда не справлялся и до конца не справится. Поэтому решение…

  • Зачем?

    Зачем? Прежде чем раскрывать заговоры, стоит обратиться к теории и классике: Ги Дебор: Источником тавтологического характера спектакля…

  • ДР-2021

    ДР-2021 планируется на субботу, 17 июля, Примерно 15-00. Можно и позже. С максимальной вероятностью метро Орехово. Или рядом. Подарков не надо, Брать…

promo ms1970 november 7, 2012 22:28 728
Buy for 100 tokens
Сайт автора на Wordpress с удобным расположением материала (наполняется) Книги - страница на Вордпресс Книги можно заказать почтой. Старые посты и материалы - новые лучше смотреть на Вордпресс Большие статьи: Явная лажа тайной ложи Нация - новый синтез Нация как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • О характере русскага народа

    О характере русскага народа Поиск русской культурной матрицы. С этой темой никто никогда не справлялся и до конца не справится. Поэтому решение…

  • Зачем?

    Зачем? Прежде чем раскрывать заговоры, стоит обратиться к теории и классике: Ги Дебор: Источником тавтологического характера спектакля…

  • ДР-2021

    ДР-2021 планируется на субботу, 17 июля, Примерно 15-00. Можно и позже. С максимальной вероятностью метро Орехово. Или рядом. Подарков не надо, Брать…