ms1970 (ms1970) wrote,
ms1970
ms1970

Categories:

Эгрегоры без мистики - 5

album_2

5. Душа и суть времени

Душа Запада давно отлетела в лучший мир. Она интересна в первую очередь тем, что ее нет, поскольку это главная практическая информация. А во вторую очередь она интересна тем, что она – единственная описанная и разобранная душа, единственный пример.

Общепринятое понятие души является неоправданно расширенным; когда оно создавалось, многие ее компоненты были известны как метафизические или волшебные; сегодня эти компоненты объясняются в чисто научных терминах. Сюда относятся сила стремлений, их направление, склонность к структурированию или деструкции, энергия и некоторые другие. Биологическое не метафизическое и соответственно убирается – это не душа.

Второе, что нужно убрать из понятия души – биологически-временное, или суть исторического времени. Субъекты истории меняются, переживая молодость, зрелость и старость, как и люди. Это изменение опосредованно-биологическое, поскольку это производная от биологического старения групп.

Что такое суть времени? Это атрибут, максимально короткая и максимально исчерпывающая характеристика временного периода. Это может быть поздняя цивилизация Шпенглера, может быть инерционная фаза Гумилева, может быть просто «времена упадка», время крестовых походов или время войны. После добавления атрибута сути времени все остальные образы автоматически добавляются из ранее созданной аналогии, создавая полную картину. Эту последовательность можно выразить и через душу: рождение души – жизнь души и культура – смерь души и переход к цивилизации – посмертное бытие души и цивилизация – распад остаточных проявлений души.

Есть график цивилизации или нации – от начала до конца. Есть график человека – от начала до конца. А между ними находится их средний график – график национальной цикличности, где весна нации имеет в своем составе меньшие все сезоны, от весны до зимы. Таких графиков на протяжении нации может быть от одного до нескольких. В дополнение картины накладываются графики революций. И вся эта система еще и взаимодействует с другими такими же системами.

В задаче разделения свойств души и свойств исторического времени Шпенглер с немецкой педантичностью выявляет все грабли, лежащие на пути этого вопроса, подробно объясняет, как на них не наступать, а потом по этим граблям проходится.

Античное чувство родины, которое чисто телесно и по-эвклидовски привязывало человеческий индивидуум к полису, противостоит загадочной тоске по родине у северян, имеющей в себе что-то музыкальное, неуловимое и неземное. Античный человек ощущает как родину только то, что он видит с кремля своего родного города. Там, где кончается горизонт Афин, начинается чужое, вражеское - "родина" других.
После разрушения Афин персами все произведения древнего искусства были выброшены на мусорную свалку -..., -- и ни разу не было слышно, чтобы кому-либо в Элладе было дело до руин Микен или Феста в целях разыскания исторических фактов. ... Хотели мифа, а не истории.
Для индуса и грека не существовало картины становящегося мира, и, когда однажды угаснет цивилизация Запада, возможно, никогда уже не появится такая культура и значит, такой человеческий тип, для которого "всемирная история" была бы столь же мощной формой бодрствования. (с) Шпенглер


Да, античный человек «не историчен». Можно добавить: не географичен, не интересуется внешним миром. Но тогда этот «античный человек» – обычный современный американец; американцы как тип не воспринимают ни истории, ни географии. Американский космос крайне узок, так же как у описанных Шпенглером греков.

Шпенглер принял позднюю ограниченность за выражение античной аполлонической души. Хотя у него же и указано, что ограниченность – свойство массы, свойство поздней цивилизации. Действительно, аполлоническая душа ограничена – но она ограничена акцентом на телесные формы. Изначально эта душа видит и пространство, и время – да, не на первом плане, но видит; но с тем, как душа обзаводится культурой, а культура сменяется цивилизацией, с тем, как происходит процесс старения, ограниченность усиливается. Второй план пространства-времени постепенно размывается, тогда действительно аполлоническая душа перестает видеть пространство-время, постепенно теряет к нему интерес. Но точно так размывается и восприятие телесной формы; поскольку эта форма у нее находится на первом плане, эта потеря видения не столь заметна. Путь цивилизации – к потере видения вообще. И как в Древней Греции снижался интерес к пространству-времени, так и в современной цивилизации этот интерес снижается. В цивилизации снижается интерес ко всему вообще. В силу биологических причин – инстинкты размываются, энергия снижается.

Историчность и географичность, интерес к ним и снижение интереса – это свойство и времени, и души, свойство, через которое проходят все человеческие культуры.

Есть два разных видения истории – история как статичный миф и история как поиск истины, иначе – как продолжение любопытства. Любопытство, любознательность – это свойство молодых и здоровых. У греков Шпенглер обнаружил статичный миф. Но история современная – это, как известно, креатив, и значит тоже миф. Уже миф.

Наиболее значительный историк после Ранке, Эд. Мейер*, пишет: «Исторично то, что действенно или было действенно... Лишь посредством исторического рассмотрения единичное происшествие, выделяемое им из бесконечной массы одновременных происшествий, становится историческим событием». (с) Шпенглер.

Отношение к истории – это свойство исторического времени. Были периоды, когда историки действительно хотели докопаться до истины. Но на истину редко когда был заказ. Так что приходится признать, что большая часть официальных исторических документов – фальсификаты, от летописей до родословных. Гумилев раскрывает, как выявлять исторические фальсификации, и в процессе разъяснения создает очередной фальсификат – евразийство. Сейчас история – снова креатив, и поскольку времена идут поздние – то самый отъявленный креатив. И более того, история настолько большая, что никто не может знать всю историю; поэтому приходится обходиться фрагментами, а подбор фрагментов – это ведь тоже креатив. Ее нельзя знать; но ее можно понимать, для этого есть историософия.

Но есть и душевные ограничения. Западное мышление, сформированное душой и культурой стремления к горизонту, не может воспринять историю как совокупность повторяющихся циклов. Западное знание в курсе концепций Тойнби и Шпенглера; но воспринять эти концепции не может, поскольку это противоречит очевидному. И потому не важно, что говорят факты; все равно пространство безгранично, прогресс бесконечен, история линейна, и так далее. Гитлер спросил Шпенглера: «Сколько просуществует тысячелетний рейх?» Шпенглер ответил: «Десять лет». Гитлер обиделся и больше со Шпенглером не разговаривал. Любая тема про завершение США вызывает точно такую же реакцию; западное сознание отвергает и сам вопрос, и ответ еще до ответа.

То, что культура видела – цивилизация видит с трудом. То, что культура видела с трудом – цивилизация вообще не видит; более того, это невидение доходит до патологических форм невидения явных угроз.

Как элемент западной фаустовской души Шпенглер приводит силу стремления, причем сила выражена в стремлении к бесконечному. Но ведь сильные стремления присущи молодым – и людям, и культурам. И тогда сила стремления становится элементом времени, а не души.

Душа живет там, где есть здоровое начало; где нет здорового начала, душа не успевает сформироваться, где его нет, там нет стабильного базового человеческого элемента, позволяющего поддержать относительно длительный процесс создания культуры.

Шпенглер разбирает орнамент как элемент выражения души. Зачем горшку орнамент? А душа требует. Это логично. Но орнамент – это детализация.

Уровень соотношения главное – детали стремится к главному у здоровых групп и к деталям у нездоровых. Детализация в том же искусстве не может считаться проявлением души; скорее она проявление возраста и здоровья. Душа здорового явления стремится к явному выражению чистоты своей идеи, детали ей только мешают. Когда души нет, только детали и остаются.

Готика – это акцент на общем, лишние детали лишние; любая деталь, которая может быть удалена, удаляется. Ренессанс – детали направляют и усиливают, поскольку и идея ослабла, и человек ослаб в идее. Ренессанс и Барокко – стили людей, которые видят и целое, и детализацию, Ренессанс – это больше целого, Барокко – больше детализации. Рококо – акцент на деталях, иногда даже рассматривается не как стиль вообще, а как стиль декора. Параллельно росту детализации идет переход от акцентирования на содержании к акцентированию на форме.

Пустое место – это изображение пространства. Созданное свободное пространство есть выражение пространства вообще и идеи пространства в частности; да и других идей тоже. Орнамент – это именно забивание пространства. Чистая идея требует чистоты выражения, чистого пространства, чистых линий и форм. Чистота отвергает декор. Финал культуры - рококо психопатов Пшенок и подобных постновых русских – это сплошной декор. Как и у нефтяных шейхов. Избыток декора – это как раз пышность.

Детализация, декор и пышность касаются не только архитектурных стилей – они распространяются на все жизненные явления, включая собственно человека, который начинает как человек целостный и заканчивает как человек-деталь. Но они – только временнОе, но никак не душевное. Но как быть с орнаментом на изначальном горшке? А это просто стремление к выражению, к творчеству, когда никаких форм, кроме горшка и одежды, еще не создано. Маленькие дети любят все разрисовывать, и горшки, и обои.

Ограниченность в восприятии мира – свойственна старым и нездоровым.
Акцентирование на похоронной культуре - свойственно старым и нездоровым.
Ориентация на прошлое – свойственно старым и нездоровым, описано как «мемориальная фаза» Гумилева. Здоровые интересуются историей, но они не делают из нее культа, они интересуются из любопытства.
Иерархичность и структурированность – свойственны молодым и здоровым.
Жестокость – свойственна старым и нездоровым. Молодые жестки, но не жестоки; старые жестоки, но не жестки.
Уровень эмпатии выше у молодых и здоровых. Эмпатия снижена у совсем детей, и людей, и культур, это быстро проходит, но может вводить в заблуждение.

Северный европеец рационален в силу своих способностей – это его характер; но душа европейца вовсе не обязана быть рациональной. Строить соборы веками было не рационально. Душа не принимает и не отвергает рациональное – она его не замечает. Она выше этого, потому что душа. Рациональное относится к форме и средству, но не к содержимому.

Психологическая душа проходит, а производные от нее индивидуализм и рационализм остаются.
Рационализм противопоставляется душевности, но это не верно – душевность вполне может быть присуща рациональному. В подобных случаях возникает подмена понятий – отсутствие душевности называется рационализмом. Но, как показано в примере выше, это противопоставление ложно. Точно такая ситуация с потребительством; в потребительстве людей возмущает не собственно потребительство, а отсутствие чего-то, кроме потребительства, возмущает пустота, а не то, что эту пустоту заполняет. Желание поступать рационально и потреблять качественное – это нормальные здоровые желания.

И теперь момент отрицания отрицания. Все отвергнутые явления не души, но времени – они тоже иногда вносят вклад в формирование души. Именно как момент импринтинга. Душа рождается в какой-то момент исторического времени; это совпадает с рождением культуры, как было в чистом в этом плане европейском случае. Но может случиться и так, что рядом может находиться другая культура на своем уровне – тогда вышеперечисленные исторические элементы могут попасть в новую душу именно как заимствованные, в результате импринтинга. Так произошло с романским стилем – Запад был ему привержен, пока не мог дорасти до собственного, пока технические возможности не доросли до стремлений души. Так было с сирийско-византийским стилем в Багдаде: декор был с начала культуры и остался навсегда, поскольку времена византийского упадка очень быстро сменились временами упадка Багдада. Приобретенный импринтинг законсервировался в новой культуре, которая слишком быстро перестала развиваться.
Subscribe
promo ms1970 ноябрь 7, 2012 22:28 623
Buy for 100 tokens
Сайт автора на Wordpress с удобным расположением материала (наполняется) Книги - страница на Вордпресс Книги можно заказать почтой. Старые посты и материалы - новые лучше смотреть на Вордпресс Большие статьи: Явная лажа тайной ложи Нация - новый синтез Нация как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →