ms1970 (ms1970) wrote,
ms1970
ms1970

Category:

Эгрегоры без мистики - 4

photo_106_1

4. В поисках очевидного

Люди видят жизнь так, как они предрасположены это видеть. «У тебя все друзья пьяницы и наркоманы!» Если человек подобное представляет как реальность, объяснять что-то бесполезно. Человек так видит, и все. Это для него очевидное, и все, что может быть сказано, является подтверждением этого очевидного.

Очевидное потому и очевидное, что не требует доказательств. Преодолеть очевидность доказательствами невозможно. Очевидность перехватывает управление сознанием. После перехвата управления любое явление-феномен рассматривается с позиции очевидности. Оно должно или подтверждать очевидное, или быть обманом.

Люди по-разному видят мир. Одни люди не обращают в общей картине внимания на то, на что обращают внимание другие люди. В картине мира античный человек акцентирован, как утверждает Шпенглер, на теле, а западный человек акцентирован на дали, на горизонте. Первое видится достаточно явно; второе сомнительно, поскольку эта даль – следствие психологизма, направленности в себя, в рефлексию, и взгляд на даль чисто автоматически переводится. И, конечно, чтобы воспринимать горизонт, его нужно минимум видеть.

Учитель поставил на листе точку и спросил учеников, что они видят. «Точку» – ответили ученики. Как жаль, сказал учитель, что все увидели точку, но никто не увидел большой лист бумаги. (с) Неизвестно.

Горизонт – как лист бумаги, кто-то его видит, кто-то – нет. Кто-то видит Рокфеллера, а кто-то – ужин. Папуасы увидели в Рокфеллере ужин и Майкла Рокфеллера съели. Индивидуальное видение присуще и культурам, и цивилизациям, но видение есть всегда и у всех, свое видение есть у народов и племен, у которых никогда не было культуры.

Явное зависит от видения. Душа рождается или душа проявляется? Вселенная конечна или бесконечна? Душа есть иное или направление или энергия или материя или собрание первоэлементов или совокупность проявлений работы нейрофизиологических механизмов мозга, создающая иллюзию позыва к психомоторным действиям, обусловленная наследственностью и факторами среды, принимающая формы активного или подавленного массового психоза? Иногда можно даже понять, почему так, а не иначе. Например, западная душа рождается, индийская душа проявляется. Потому что на Западе космос видится как направление и путь, а в Индии – как цикл. Почему? А потому что так люди видят. Человек не знает, что вселенная, например, ограниченная; человек это видит. Большинство таких феноменов приходится только учитывать, не вникая в подробности.

Шпенглер не пишет про китайское видение, но это легко заметить – китаец видит объекты в соотношении. Даже если китаец рисует только тигра на чистом листе бумаги, у него получится соотношение элементов тигра. И горизонт китаец не видит – точно так, как древний грек. Горизонт не нужен, и потому при любой возможности убирается.

Кто-то видит динамику, кто-то видит статику. Китай – статика. Европа – невидимая динамика. Греция – напряжение, невидимая динамика тела. Что противоречит статике и скрытой динамике – явная индийская динамика. Или танцуют, или дерутся, в живописи то же, что в индийском кино. А кто не скачет – тот буддист, буддисты так протестуют. В индийской культуре акцент распределяется равномерно между психологизмом и телесной динамикой. Горизонт есть, но он не интересен художнику. Индийский художник его не видит; рисует, но не видит. Художник рисует человека во всех аспектах.

Но всему этому ряду изображений противоположен исламский Восток. Он запрещает изображение. Но откуда берется запрет на рисунок? Учитывая, что подобное было в Византии – это назвалось иконоборчество – это не индивидуальная особенность души.

Мысль изреченная есть ложь. (с) Тютчев. С какой стати? Это вольный перевод с немецкого. Мысль есть ложь в той же степени, как для арабской культуры рисунок есть ложь – потому что западную мысль сложно выразить четко. Психологизм и душевность понятий плохо выражаются.

При низком уровне абстрагирования сознания рисунок видится несовершенным, и потому он оказывается ложным. Уровень абстрагирования кажется национальным; но его изменение сложно заметить, он может меняться. Когда европейцы не умели рисовать, они старались не рисовать – их рисунки были схемами. Уровень абстрагирования большинства в культуре меняется под влиянием биологических параметров, а те в свою очередь меняются под влиянием параметров социальных. Обычно уровень абстрагирования выше в начале культуры; но это не обязательное правило.

Видение лежит в основе изобразительных форм; и потому национальная особенность видения – это базовый уровень приятия или неприятия чего-либо душой. Сначала душа видит мир; только потом в силу внешних факторов добавляется психологизм или формализм.

Если посмотреть на русскую живопись с вышепоказанных позиций, можно распределить русских художников – в основном европейцы, тот грек, тот китаец. Нет только русского. Возможно, он где-то и есть; но вычислить его не представляется возможным.

Видение бога различно. Древние римляне, современные китайцы и русские – атеисты. Русские еще и циничные атеисты: «не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься.» Просто некоторые подвержены религиозным предрассудкам, а некоторые – нет. Но цинизм – он же существует не сам по себе; он есть отношение, происходящее из видения, он относится тоже к душе, которая могла бы быть.

В арабском мире возможна не только вера в бога, но и знание бога; человек не просто верит, он знает, что бог есть – в иных культурах такое возможно только как исключение. Индийский мир весь пронизан божеством. Индийцы это просто видят, относя бога к очевидному, как и арабы. Западный человек, обращенный к своей психологии, все время сомневается, есть бог или нет; западный человек бога не видит, но обычно склоняется к тому, что «что-то есть».

Как люди по-разному видят реальность, столь же по-разному они ставят задачи. В одном и том же пространстве люди разных культур видят по-разному не только решение, но и проблему. Шпенглер отмечал, что западноевропейская классическая философия не понятна никому, кроме западноевропейцев. Но меняются еще и времена – и сейчас эта философия не понятна никому, даже западноевропейцам. Она превратилась во что-то вроде «Текстов пирамид» - слова вроде как понятны, а что сказать хотели, не ясно.

Леопольд Седар Сенгор был африканским философом, создателем концепции негритюда, по совместительству президентом Сенегала.

Согласно его концепции, европеец характеризуется рационализмом и дифференцированным подходом к миру. В противоположность этому, африканец переживает бытие синтетически, как целостность, не выделяя свое личное «Я». Через такой высокий уровень сопричастности к внешнему создается «коллективная личность». Выходит, что африканское «я» - это не только «я», но и еще окружающие. Конечно, насчет европейцев Сенгор ошибся, приняв поздних европейцев за европейцев вообще. Но во остальном он написал то, что видел. Африканец так видит.

Но из этого следует, что индивидуальность обесценивается, а жизнь вместе с ней. «Сегодня я съел соседа, завтра сосед съест меня, послезавтра мои родственники съедят соседа.» Никакого трагизма в этом нет. Это круговорот космоса, он естественен и неизбежен. Важны отношения между людьми в этом круговороте, это есть основа гармонии и это главное. Смерти и загробной жизни африканец не видит; он избегает опасностей, но не видит в неизбежной смерти особого события. Его психологизм сводится к эмоции – положительными эмоциями нужно делиться, плохие нужно забывать; африканцы не копаются в негативе, они его игнорируют. Последнее у них хорошо получается, возможно, это и сформировало столь оригинальное видение.

Часто говорится, что после ухода белых ЮАР и Зимбабве превратились в какой-то кошмар. Да, экономически там большие проблемы. Но для африканского восприятия это не проблемы – это негативные эмоции, от которых нужно отказаться. А белые люди – это главная негативная эмоция, лишняя деталь в их космосе, потому что они лишены души. Кому понравится, если вокруг будут ходить непонятные рациональные зомби, да еще и учить их жизни, да еще и принуждать к этой жизни? Экономические проблемы африканцы не видят, они сосредоточены на окружающих, на позитивном эмоциональном обмене. И никто им в этом не мешает – это и есть счастье и гармония.

Русское видение ограничено деревней, причем деревня – это не объекты, а люди, община. Правильное состояние мира – статика. Если бытие выходит из статичного состояния, его нужно в него вернуть. Каждое стабильное состояние воспринимается как верное, и чем более оно долговременное, тем более оно верное.

Русский фэн-шуй, в отличие от китайского, это расставить не предметы, а людей; русский видит соотношение между людьми. Расстановка производится на принципах «справедливости», а когда «справедливость» каким-то образом нарушается, должна быть определена вина. «Справедливость» - это статическая схема, рассчитанная конкретным русским; в отношения входит система взаимных «должен» как связей. Русский психологически обращен на окружающих и в этом подозрителен – осматривая свой мир, русский смотрит, нет ли где нарушения «должен». Вина – это глубокая психологическая причина, поскольку пока она не найдена, люди-объекты не будут расставляться справедливо. Один из обязательных механизмов избавления от вины – это ее признание. Недосказанность нарушает гармонию; если что-то можно перевести в явное, это нужно перевести в явное.

Ограничения видения ограничивают возможности, и единственная форма организации для русских людей – это секта. Что бы ни делали – всегда получается секта. Люди подбираются по душевному интересу. Русский человек в современном мире теряется и переносит общинный психологизм на весь мир. Русский создает «свою» общину в собственном сознании и включает людей в «свою» общину произвольно. Царь, который хорош, в общину включается, а бояре, которые плохи, в общину не включаются. Поскольку справедливость у каждого своя, и «община» у каждого своя, каждый русский видит мир по-своему. Общее видение сформировать очень сложно; легче сформировать его на отрицании, чем на позитиве. Оттого и русское взаимонепонимание. Это наиболее вероятная причина множественности русских культур, часто непересекающихся, и отсутствия собственно души России.

Видение существует много дольше, чем культуры и цивилизации. Шпенглер анализируют «Эдду» и находит там западное видение еще до начала западной культуры. И, конечно, видение тоже проходит. Одни варианты человека сменяются другими вариантами человека. Очевидное перестает быть очевидным.

Придет день, когда прекратится существование последнего портрета Рембрандта и последнего такта Моцартовской музыки, хотя, пожалуй, и будет еще существовать закрашенное полотно и нотный лист, так как не будет уже ни глаза, ни уха, которым был бы доступен их язык форм. Гибнет всякая мысль, всякий догмат, всякая наука, когда угасают души и умы, в мирах которых их "вечные истины" с необходимостью переживались как нечто непреложное. (с) Шпенглер.

Шпенглер – это переходник от европейской классической философии к современной практической философии. Все, что было написано по философии до Шпенглера, уже не понятно современному человеку. Современный человек не видит того вопроса, на который отвечает классический философ. Понятной философии не существует. Но если она даже существует – философы не признают ее философией. А вы понимаете Канта? – Да, конечно! – Объясните Канта. – Да как его можно объяснить, он же Кант, его понимать, его чувствовать надо!... И всё.

И последнее видение – видение человека-детали поздней цивилизации. У него вообще нет видения, как у насекомого. У него утрачивается все высокое, потому что у него уже биологически разрушен низший, базовый уровень инстинкта и энергии. Поэтому он не в состоянии понять какие-то предложения, на видении основанные.

В основе души культуры лежит видение. Каждая культура видит что-то свое, и чего-то не видит. Отсюда возникает межкультурное непонимание. Отсюда и происходит, что кто-то видит собор, а кто-то – «чайник». Преодолеть это невозможно. Но учитывать, что очевидное может быть не очевидным, и даже невероятным - необходимо.
Subscribe

  • Философия массы и революции

    Философия массы и революции 1. Кант, революционные матросы и несуществующее 2. Бодрийяр, Декарт и айфон 3. Ги Дебор, Путин и наказание…

  • Философия массы и революции - 3

    Философия массы и революции - 3 Ги Дебор, Путин и наказание невиновных 1. Пути проникновения зарубежных интеллектуалов в Россию…

  • Философия массы и революции - 2

    Философия массы и революции - 2 2. Бодрийяр, Декарт и айфон 1. Сложно сказать, как Бодрийяр попал в Россию и столь в ней размножился. И…

promo ms1970 november 7, 2012 22:28 700
Buy for 100 tokens
Сайт автора на Wordpress с удобным расположением материала (наполняется) Книги - страница на Вордпресс Книги можно заказать почтой. Старые посты и материалы - новые лучше смотреть на Вордпресс Большие статьи: Явная лажа тайной ложи Нация - новый синтез Нация как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Философия массы и революции

    Философия массы и революции 1. Кант, революционные матросы и несуществующее 2. Бодрийяр, Декарт и айфон 3. Ги Дебор, Путин и наказание…

  • Философия массы и революции - 3

    Философия массы и революции - 3 Ги Дебор, Путин и наказание невиновных 1. Пути проникновения зарубежных интеллектуалов в Россию…

  • Философия массы и революции - 2

    Философия массы и революции - 2 2. Бодрийяр, Декарт и айфон 1. Сложно сказать, как Бодрийяр попал в Россию и столь в ней размножился. И…