ms1970 (ms1970) wrote,
ms1970
ms1970

Categories:

Эгрегоры без мистики - 3

Oswald_Spengler

3. Шпенглер. Душа Запада

Я буду называть душу античной культуры, избравшую чувственное наличное отдельное тело за идеальный тип протяженности, аполлоновской. ... Ей противопоставляю я фаустовскую душу, прасимволом которой является чистое беспредельное пространство, а "телом" - западная культура... . Аполлоновским является изваяние нагого человека; фаустовским - искусство фуги. Аполлоновские - механическая статика, чувственные культы олимпийских богов, политически разделенные греческие города, рок Эдипа и символ фаллоса; фаустовские - динамика Галилея, католически-протестантская догматика, великие династии времени барокко с их политикой кабинетов, судьба Лира и идеал Мадонны, начиная с Беатриче Данте до заключительной сцены второй части "Фауста". Аполлоновская - живопись, отграничивающая отдельные тела резкими линиями и контурами; фаустовская - та, которая при помощи света и тени творит пространства. (с) Шпенглер

При выявлении разницы Шпенглер акцентируется на «восприятии протяженности», которая по-разному видится разными душами. Как дополнительный момент он раскрывает психологическую составляющую западной души. Душа имеет стремление через направление, стремление в направлении. Но чтобы получить это самое стремление, это направление, душе нужно особое видение. Души видят мир по-разному. Души акцентируются на чем-то – например, «тело как идеальный тип протяженности» для античной души. За человеком греки не видели фона, в том числе горизонта. Или «беспредельное пространство» , видимое западной душой - что возможно, но столь же возможно, что неверно акцентировано. Западный человек Шпенглера видит все пространство и в том числе горизонт. Но почему?

Западная душа характеризуется именно психологизмом, т.е. направленностью на психологию человека, в отличие от античной, направленной действительно на восприятие физического совершенства. «Восприятие протяженности» пространства, времени и всего, что можно сравнить с пространством и временем – это следствие психологизма с его высоким уровнем абстрагирования, обратный вариант сложно представить. Душе нужно летать. Куда направиться душе? Естественно, вверх. А если не вверх, если вверх еще рано? Только к горизонту, больше и некуда.

Конечно, античная душа не столь ограничена в восприятии пространства, как показывает Шпенглер. Она видит пространство, но видит его на втором плане, который не находит нужным фиксировать, чтобы не размывать главное – физического человека. Античная душа чужда психологизма – это верно. И тогда противоположность между душой антично-аполлонической и западной-фаустовской звучит как противоположность направлений стремления: на человека как такового и на человека как внутренний психологический мир.

Направленность, обусловленная индивидуальным видением мира, есть у каждой души. Китайская душа стремится к гармонии. Гармония окружающих элементов для китайской души гораздо важнее, чем психологические заморочки или совершенство тела. Совершенство касается связей между воспринимаемыми объектами – и как раз из этого возникает фэн-шуй, конфуцианство как свод правил поддержания гармонии мира и чайная церемония.

Душа перенимается через культуру. Петербург в качестве души города имеет западную душу, психологическую – и отсюда возникает Достоевский, который воспринимается Западом как что-то русское, но на самом деле он потому и воспринимается Западом, что он есть отражение западного психологизма, экспортированного в свое время в Петербург. Русскому «лихому человеку» из «ледяной пустыни» чужды раскольниковские рефлексии.

В романских соборах западной фаустовской душе было «тесно». Там слишком много тяжелых форм. В романских соборах нет «устремления ввысь». В них нет необходимой для этого устремления легкости. А психологическая душа требует легкости, требует, чтобы ей ничто не заслоняло пространство. И это решение найдено в готике. Стремление и пространство подчеркнуты. Формы сведены к стремлению. Поэтому когда душа родилась, архитектура изменилась.

Душа рождается и запечатлевает реальность. Это процесс импринтинга, т.е. запечатления. Это свойственно многим живым организмам. Происходит что-то, что проникает в подсознание как раз на уровне стремления и матрицы восприятия. Утенок идет за тем предметом, который он в жизни видит первым. Хорошо, если это утка. Душа идет тем направлением, которое запечатлено у нее первым.

Можно проследить только одно рождение души культуры – души западной культуры. Это время Темных веков, и это время распространения христианства.

Когда душа рождается, она начинает запечатлевать себя в действиях, в архитектуре, в музыке – и тем самым она начинает себя усиливать и воспроизводить, создавая вокруг себя культурную ауру-среду.

Существуют культуры, где большинство действий предопределяются правилами. Но в Европе Темных веков таких правил не было. Была относительная свобода – от наследия форм, где человек должен был принимать решения, обращаясь прежде всего к себе. На эту почву и было привнесено христианство – именно как набор идей, а не инструкций, поскольку читать никто не умел, к тому же на латыни. Христианство было магией, причем относительно доступной для каждого: оказалось, к душе можно обращаться. Церквей и уставов толком не было, обрядовая форма не мешала раскрытию содержания, поскольку не успела сформироваться. Свобода осталась, и эта свобода уже не просто могла обращаться к внутреннему, она должна была обращаться к внутреннему. А обращаясь к своей психологии, человек не мог не обращаться к психологии иных людей.

Мир был мрачен, страшен, но при этом относительно свободен. «Не греши» и «соблюдай правила» - очень разные подходы. Первый направлен на внутреннее состояние человека, второй – на внешнее поведение. Соответственно, получается акцент на внутреннем.

Запад получил христианство в процессе формирования, как идею, Россия получила христианство как набор инструкций, с готовыми формами и обрядами. Запад крестили в основном миссионеры, Россию крестили князья. Западным людям рассказывали о технологиях спасения, русским рассказывали, как и что нужно соблюдать. Впоследствии это выразилось в западной склонности к свободе, и в русской склонности к формализму. Западный человек спасался сам, в этом он был не только психологичен, но еще и одинок и индивидуален.

Главный элемент западной души – ее психологическая, внутренняя направленность. При этом не ограниченная формами. Шпенглер это тоже отмечает, но именно как вторичное. Из синтеза «Я» и времени возникает судьба как понятие. Из синтеза «Я» и места возникает пространство.

Психологизм первичен. В этом психологизме, направленном на себя, человек индивидуалистичен и одинок. Эти два акцента западной души позднее были выражены в либерализме и гуманизме.

Готическая арка – это сложенные в молитве руки. Молитва акцентирует «Я» из окружающего мира – в результате получается акцентированное «Я», и потому что оно акцентировано, оно хочет стремления, в числе заглянуть за горизонт. Даже когда молитва постепенно проходит в истории, акцентированное «Я» остается. И именно это «Я» и создает весь тот психологизм, отсутствующий в иных культурах.

«Не греши!» А как тут не грешить, когда кругом Темные века!? Давайте Собор какой-нибудь, например, построим, или Гроб Господень освободим. Или хотя бы горизонт нарисуем. А это уже появление внешних культурных атрибутов.

В рождении души несомненно участвуют особенности места ее рождения – национальные особенности, ландшафт, образ жизни; их сочетание обязательно, но недостаточно для рождения. Для столь сложной души, как душа Запада, нужны и соответствующие биологические параметры: способности к абстрагированию, достаточный уровень эмпатии. Любой душе для рождения нужны здоровые инстинкты и энергия, иначе о душе никто и не узнает. Душа, возможно, способна родиться из одних особенностей, но такого примера нет. В основном душа рождается из взаимодействия, когда среди заданных особенностей места происходит событие.
Subscribe

  • О характере русскага народа

    О характере русскага народа Поиск русской культурной матрицы. С этой темой никто никогда не справлялся и до конца не справится. Поэтому решение…

  • Зачем?

    Зачем? Прежде чем раскрывать заговоры, стоит обратиться к теории и классике: Ги Дебор: Источником тавтологического характера спектакля…

  • ДР-2021

    ДР-2021 планируется на субботу, 17 июля, Примерно 15-00. Можно и позже. С максимальной вероятностью метро Орехово. Или рядом. Подарков не надо, Брать…

promo ms1970 november 7, 2012 22:28 728
Buy for 100 tokens
Сайт автора на Wordpress с удобным расположением материала (наполняется) Книги - страница на Вордпресс Книги можно заказать почтой. Старые посты и материалы - новые лучше смотреть на Вордпресс Большие статьи: Явная лажа тайной ложи Нация - новый синтез Нация как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • О характере русскага народа

    О характере русскага народа Поиск русской культурной матрицы. С этой темой никто никогда не справлялся и до конца не справится. Поэтому решение…

  • Зачем?

    Зачем? Прежде чем раскрывать заговоры, стоит обратиться к теории и классике: Ги Дебор: Источником тавтологического характера спектакля…

  • ДР-2021

    ДР-2021 планируется на субботу, 17 июля, Примерно 15-00. Можно и позже. С максимальной вероятностью метро Орехово. Или рядом. Подарков не надо, Брать…