?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эгрегоры без мистики - 1

800px-Cathedrale_Sens_033

1. Локализация призрака

Эгрегор – это душа вещи. Некоторые народы почти все вещи наделяли душой: душа чайника, например. В этом отметились и римляне, и китайцы. Пока чайник целый, его душа в нем пребывает. Если чайник сломался и не может быть использован, то значит, что душа его покинула. Очень часто перед тем, как положить вещи в захоронение, их ломали, т.е. умертвляли. «Прах к праху».

"Теперь, - говорит Нагасена, - исследуем, что такое колесница. Является ли дышло колесницей?" - "Нет." -"Является ли хомут колесницей?" - "Нет." - "Является ли сиденье, на котором ты восседал, колесницей?" - "Нет." - "Итак, - продолжает Нагасена, - можно перечислить все части колесницы; но все эти части не являются колесницей. Тем не менее все, что мы перечислили, это колесница, только составленная из отдельных частей. Колесница - это только имя того, что составлено из отдельных частей. Помимо этих частей мы, в сущности, не имеем ничего, кроме имени!" (с) По Рудольфу Штайнеру.

Имя несет в себе символ, а символ ассоциируется с душой вещи, в данном случае с колесницей. И все это – имя, символ, эгрегор, душа, целостность – есть отображения одной абстракции, добавленной к собственно вещи для ее понимания.
Сложно представить, что душа чайника может быть кому-то интересна – хотя всегда найдутся любители экзотики. Души мест - городов, народов, стран, цивилизаций - гораздо популярнее.

Бурхан обычно находится на возвышенности или на перекрестке дорог. Он представляет собой высокое старое дерево или огромный валун. Иногда на бурхане есть и дерево, и валун, а кроме них стоят столбы, которые обвязывают цветными лентами. Слово «бурхан» тюркского происхождения, и обозначает «хозяин места». Вполне возможно, что традиционные ворота – тории в японской национальной религии синто тоже восходят к аналогичным святилищам. ... Бурхан метит место, где обитают духи-покровители племени, управляющие стихиями. Им традиционно полагаются подарки. (с) неизвестно.

Если у места есть хозяин, то у хозяина наверняка есть душа. Но собственно хозяин – это посредник; при достаточно тонкой душевной организации воспринимающего душа есть напрямую у места: хозяин равно душа. Но кто на самом деле есть хозяин места? Люди. Без их восприятия «хозяина» никакого хозяина места нет.

Что делает и что может делать душа? Она может стремиться куда-то, иначе говоря, хотеть чего-то, она может отвергать и принимать что-то в разных степенях – от радости до страдания. Больше она ничего не может. Она может только самое абстрактно-базовое, потому что она сама абстрактно-базовое понятие.

В понятие души часто вкладываются базовые биологические понятия. Для понимания души само ее понятие нужно от подобной биологии очистить; стремление к структурированию или деструктурированию обычно понимаются как происходящие из души – так обычно говорится, но на самом деле эти понятия происходят из человеческой биологии и входят в старое, разговорное, расширенное понятие души. Болезнь восприятия структурирования, которую человек может душевно чувствовать как свою или чужую деструкцию, как нарушение целостности его самого, его души, биологически не отличается от болезни руки или ноги, но как боль физическая не есть боль душевная, так и иные биологические проявления в понятие души входить не должны. Иначе это получается не душа, а душа с кусочками мяса, что совсем не верно и совсем не душевно.

Душа человека не может быть объяснена ни инстинктами, ни программами, ни сбоями инстинктов и программ, ни компенсацией, ни рационализацией, ни рациональностью. Хотя многие перечисленные элементы относят к душе, не зная о последних достижениях психологии, которая, как было забыто, есть «душе-логия». Любовь к человеку – это программное, а любовь к партии – это уже душевное. Такого же подхода требуют и эгрегоры: они ведь тоже души.

Душа – это вектор стремления, и душа – это матрица оценки.

Душа требует выражения. В поэзии, в музыке, в архитектуре, во всем, и через душу создается целостность космоса. Музыка Баха звучит в соборах, это естественно, а соборы находятся в соответствующих странах. Потому что и эта музыка, и эти соборы, и страны – отражение выбора одной души, проявления одной культуры.

Душа – казалось бы, чистая беспочвенная абстракция. Но, например, чтобы что-то сделать, человеку нужно подключить свою душу к душе места. Например, в пункте А стихи пишутся, а в пункте Б стихи не пишутся. Нет резонанса... Так что душа обладает в том числе и чисто практическим смыслом.

Эгрегор-душа есть степень абстрагирования; но тот же эгрегор дается в ощущениях, и визуально-архитектурных, и аудио-музыкальных, и в словесных. И если он дается в ощущениях, он есть; то, что он при этом еще и степень абстрагирования, совершенно не мешает быть.

Говоря о душе, естественно, говорится о внешнем проявлении этой души, о ее психологическом и художественном проявлении. Это проявление – всегда действенное, влияющее, значащее; иные непроявленные ее аспекты существуют, но могут быть представлены только спекулятивно и опосредованно, это уже глубокое метафизическое бурение. Остаются стремление и оценка – то, что связано с душой ближе всего.

418px-St_Mary_Redcliffe_(600px)

Существует факт: начиная примерно с 1150 года в Германии и Франции изменился архитектурных стиль. На смену романскому стилю пришла готика. Это значит, что по каким-то причинам старый стиль перестал устраивать людей. Что изменилось? А если искать причины, то не найдется ни одной, кроме метафизической: изменилась душа. Душа народа перестала воспринимать старую архитектуру. И это при том, что народы обычно консервативны, например, византийский стиль на Руси пребывал неизменным и единственным почти 500 лет, да и после его художественные проявления сохранялись 500 лет и до сих пор существуют. А в Германии и Франции душа почему-то захотела чего-то иного. Просто потому, что старое эта душа отвергла. Шпенглер называет это появлением и проявлением души Запада, души западной цивилизации. И все совпадает: душа отвергает и душа принимает. И еще душа стремится – согласно Шпенглеру и архитектуре, она стремится вдаль и ввысь. Душа не изменилась – ее не было до этого, душа именно появилась, и она оказалась другой. А умершая душа вообще не беспокоилась об архитектуре – копировали римский стиль, и ее это не волновало, перестали копировать – она не отреагировала, потому что ее уже не было.

Люди смотрят на собор. Один говорит – это не собор, это сарай. Другой – это не собор, это чайник. Третий говорит – это прекрасно. Люди разные. Вообще критериев три: нравится, не нравится, чужая экзотика. Но если душа цивилизации, в том числе душа Запада существует, то абсолютное большинство должно признать новый собор эстетически верным, душевно соответствующим – потому что только большинство может признать и утвердить новшество цивилизационного культурного масштаба. При этом именно она, душа, есть сила, преодолевающая консерватизм, который, в свою очередь, многие народы не могут преодолеть веками.

Будет примерно 6 частей.
promo ms1970 november 7, 2012 22:28 484
Buy for 100 tokens
Сайт автора на Wordpress с удобным расположением материала (наполняется) Книги: «Секс и ранг» «Тайна вечной жизни» «Заговор против народов России сегодня», 1999 Бумажный вариант «Заговора...» есть в наличиии. «Секс и…

Comments

( 60 comments — Leave a comment )
gopkumar
Apr. 17th, 2014 12:12 pm (UTC)
тут диалектика

с одной стороны творцу (к коим зодчий относится всю дорогу без особой перемены статуса - в отличие от живописца, например) позволено больше и шире, чем другим

а с другой как его описать как не "типичного представителя"?
он тогда вообще никому не интересен

а с третьей стороны "типичный представитель" - это или мертвец или PR-образ демиурга

созерцательно описывает смены дискурсов некто Хэл Фостер в книге "Дизайн как преступление",
но я сомневаюсь, что мне удалось в ней многое понять
во всяком случае можно пользоваться его работой как библиографическим справочником

Edited at 2014-04-17 12:12 pm (UTC)
ms1970
Apr. 17th, 2014 12:23 pm (UTC)
Рецензия пусть тут будет
http://www.lookatme.ru/mag/how-to/books/201235-book
raspak
Apr. 17th, 2014 12:35 pm (UTC)
Ну какой там в задничку архитектурный стиль в германии и франции (ни того ни другого названия еще не было) , если там не было в те годы ни одного каменного здания?

В 1150 годе

Edited at 2014-04-17 12:35 pm (UTC)
ms1970
Apr. 17th, 2014 12:37 pm (UTC)
История - это креатив. :-)
lqd
Apr. 17th, 2014 12:36 pm (UTC)
Тут все слова мимо, особенно это:

Существует факт: начиная примерно с 1150 года в Германии и Франции изменился архитектурных стиль. На смену романскому стилю пришла готика. Это значит, что по каким-то причинам старый стиль перестал устраивать людей. Что изменилось? А если искать причины, то не найдется ни одной, кроме метафизической: изменилась душа.

Примерно каждые три года автомобильные компании меняют модельный ряд, обновляют дизайн. По каким причинам меняется модельный ряд, по каким причинам людей перестают устраивать старые модели? И найдутся вполне ясные и рациональные причины почему это делается. С архитектурой то же самое, просто масштаб иной.

Душа – это вектор стремления, и душа – это матрица оценки. - из этого определения вообще ничего не ясно. Начинать надо с развернутого определения. И уже с этого определения идти дальше. И тогда по ходу выяснится, что никакой души у чайника и городов нет.

Одного шпенглера для разговора о душе явно недостаточно. Как минимум придется поднимать из мертвых греков с их психе, тумос и т.д. )
ms1970
Apr. 17th, 2014 12:44 pm (UTC)
Модели меняются для повышения престижности потребления в массовом обществе. Здесь верное противопоставление вроде как не в том, что модели меняются, а в том, что одни модели меняются, против моделей, которые не меняются. И в людях, которые видят изменения и не видят.

Так душа познается через взаимодействие. Нет резонатора - нет никакой души, только загрузка еды и выгрузка экскрементов.

Про греков у Шпенглера вроде как все было, вроде как добавить по их философии нечего.
(no subject) - lqd - Apr. 17th, 2014 11:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Apr. 18th, 2014 07:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - lqd - Apr. 18th, 2014 07:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - ms1970 - Apr. 18th, 2014 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - lqd - Apr. 18th, 2014 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ms1970 - Apr. 18th, 2014 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ms1970 - Apr. 18th, 2014 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - lqd - Apr. 18th, 2014 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ms1970 - Apr. 18th, 2014 04:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lqd - Apr. 18th, 2014 11:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - snohach - Apr. 19th, 2014 05:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - lqd - Apr. 19th, 2014 07:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - ms1970 - Apr. 19th, 2014 10:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - anloy - Apr. 18th, 2014 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ms1970 - Apr. 18th, 2014 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 0ll_is_matter - Apr. 22nd, 2014 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lqd - Apr. 18th, 2014 11:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - snohach - Apr. 18th, 2014 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ms1970 - Apr. 18th, 2014 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lqd - Apr. 18th, 2014 11:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - snohach - Apr. 19th, 2014 05:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - lqd - Apr. 19th, 2014 07:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - ms1970 - Apr. 19th, 2014 10:20 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Apr. 17th, 2014 03:05 pm (UTC)
Даже не знаю,что добавить)
Spectator
Apr. 17th, 2014 03:06 pm (UTC)
Когда продолжение?
ms1970
Apr. 17th, 2014 05:03 pm (UTC)
постараюсь до воскресенья
bvv73
Apr. 17th, 2014 03:42 pm (UTC)
Американские города наверное это предел проявления этой стремящейся ввысь, готической души в архитектуре. Нечто совершенно иррациональное. При этом многие указывают на архитектуру Шпеера, которая являлась так сказать воплощением фаустовской воли к власти, однако Шпеер лишь ассимилировал американский циклопический стиль к идеологии третьего рейха. Настоящим же, первоначальным стилем нацизма - имхо - явился сугубо традиционалистский проект Готфрида Федера, отвергающий стиль американского "Вавилона". Ведь обращение к традиции на деле является ничем иным как попыткой бегства от современных форм фаустовской души, впавшей в иррациональность и массовость.
http://www.e-reading.ws/chapter.php/104259/33/Glazychev_-_Urbanistika._chast'_1.html
ms1970
Apr. 17th, 2014 05:11 pm (UTC)
Американские города - одноэтажные, т.е. деревни.
Небоскребы - чисто практическое явление в мире, который практичен в деталях не не практичен в целом.
Вообще 20 век - это или подделки, или Черный квадрат.
(no subject) - foxhound_lj - Apr. 17th, 2014 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ms1970 - Apr. 17th, 2014 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bvv73 - Apr. 18th, 2014 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - ms1970 - Apr. 18th, 2014 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - bvv73 - Apr. 18th, 2014 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - ms1970 - Apr. 18th, 2014 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - bvv73 - Apr. 18th, 2014 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - ms1970 - Apr. 18th, 2014 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bvv73 - Apr. 18th, 2014 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ms1970 - Apr. 18th, 2014 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bvv73 - Apr. 18th, 2014 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ms1970 - Apr. 18th, 2014 07:09 pm (UTC) - Expand
chaource
Apr. 17th, 2014 06:00 pm (UTC)
1) Вы употребили понятiе "эгрегоръ" не такъ, какъ Д. Андреевъ. У него эгрегоръ - воображаемая сущность, на которой основывается представленiе о принадлежности къ группѣ. Напримѣръ, это можетъ быть "моя семья и родстственники", "мой дворъ", "моя нацiя", "моя раса". У васъ - "душа чайника", "душа человѣка" (anima), "душа мѣста" (genius loci), т.е. совершенно другое понятiе, въ результатѣ примѣненiя котораго получается одушевленiе какой-либо концепцiи или вещи.

2) Не до конца прояснено, какимъ образомъ получается связь между душой чайника или душой собора, и душой человѣка. Человѣкъ произвольно одушевляетъ свое воспрiятiе предмѣтовъ - имѣетъ право. Но душа человѣка при этомъ является субъектомъ, а не результатомъ одушевленiя. Тутъ возможно провести какую-то связь, потому что душу человѣка можно понимать тоже какъ "результатъ одушевленiя", которое произвели другiе люди надъ "вещью" (тѣломъ человѣка). Возможно, вы это собирались разсматривать позже.
ms1970
Apr. 17th, 2014 06:22 pm (UTC)
Под эгрегорами понимаются иноматериальные образования, возникающие из некоторых психических выделений человечества над большими коллективами. Эгрегоры лишены духовных монад, но обладают временно сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности. Свой эгрегор имеет любое государство, даже Люксембург (Роза мира. Средние слои Шаданакара)

Я использую самое простое определение. Оккультные школы имеют свои несколько различающиеся определения.
И основывать представление о принадлежности к группе при таком определении тоже можно.

Душа человека - все-таки не эгрегор, а просто душа. Хотя при отсутствии в человеке души могут возникнуть нюансы. О чем как раз в пункте 2.

В данном контексте действительно можно свести к "произвольному" одушествлению предметов. Связь возникает и в процессе одушествления, и в процессе взаимодействия людей, которые одушествили. Но тогда возникает и множество обратных связей, и связей между этими людьми.





westron
Apr. 17th, 2014 06:00 pm (UTC)
Очень интересно, есть над чем подумать.
(Anonymous)
Apr. 17th, 2014 07:43 pm (UTC)
О. Хистор
Сергей Борисович, спасибо за данный текст. Как всегда, гениально, красиво и правдиво написано.
ms1970
Apr. 17th, 2014 07:56 pm (UTC)
Re: О. Хистор
Спасибо, но будьте внимательны. Ляпы вполне возможны.
pisetz2015
Apr. 18th, 2014 11:16 pm (UTC)
Ты нам про Украину лучше пиши! Ну или про то как Китай РФ захватит!
Про ФСБ и ЦРУ! Кому интересы эти сраные эгрегоры теперь?

Нефиг тут лабуду всякую неинтересную строчить!

Edited at 2014-04-18 11:17 pm (UTC)
(Anonymous)
Apr. 19th, 2014 06:07 am (UTC)
А зачем троллей кормить?)
(no subject) - ms1970 - Apr. 19th, 2014 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - ragnarok_2017 - Apr. 19th, 2014 11:48 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Apr. 23rd, 2014 09:57 pm (UTC)
есть версия, что и
на славянских храмах раньше небыло куполов. Так что и Руси могли
Душу изменить.
(Anonymous)
Oct. 25th, 2015 05:11 pm (UTC)
rhizome
Готика - это безудержное прорастание формы за пределы идеи.
https://vk.com/medieval_architecture
(Anonymous)
Mar. 3rd, 2016 08:29 am (UTC)
rhizome
>Существует факт: начиная примерно с 1150 года в Германии и Франции изменился архитектурных стиль. На смену романскому стилю пришла готика. Это значит, что по каким-то причинам старый стиль перестал устраивать людей. Что изменилось

Подвижки начались раньше - это и разделение церквей на православную и католическую так и начало крестовых походов.
ms1970
Mar. 3rd, 2016 11:33 am (UTC)
Re: rhizome
Подвижки были всегда. Тут вопрос качественной и количественной значимости изменений.
(Anonymous)
Jul. 12th, 2018 01:52 pm (UTC)
Вот такое вот оно влияние гениального девственника на облик большого мегаполиса. Если верить рейтингу Sightsmap, то четыре из пяти самых фотографируемых мест в столице Каталонии созданы мозолистыми руками Антонио Гауди. Первое место занимает парк Гуэля, следом идет дом «Бальо», а потом дом «Мила» и лишь пропустив вперед роскошный готический собор Санта-Мария-дель-Мар, пятое место завоевал великолепный храм Святого Семейства, издалека похожий на дом местного цыганского барона.
https://alkopona.livejournal.com/258017.html
( 60 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel