ms1970 (ms1970) wrote,
ms1970
ms1970

Categories:

Эгрегоры без мистики - 1

800px-Cathedrale_Sens_033

1. Локализация призрака

Эгрегор – это душа вещи. Некоторые народы почти все вещи наделяли душой: душа чайника, например. В этом отметились и римляне, и китайцы. Пока чайник целый, его душа в нем пребывает. Если чайник сломался и не может быть использован, то значит, что душа его покинула. Очень часто перед тем, как положить вещи в захоронение, их ломали, т.е. умертвляли. «Прах к праху».

"Теперь, - говорит Нагасена, - исследуем, что такое колесница. Является ли дышло колесницей?" - "Нет." -"Является ли хомут колесницей?" - "Нет." - "Является ли сиденье, на котором ты восседал, колесницей?" - "Нет." - "Итак, - продолжает Нагасена, - можно перечислить все части колесницы; но все эти части не являются колесницей. Тем не менее все, что мы перечислили, это колесница, только составленная из отдельных частей. Колесница - это только имя того, что составлено из отдельных частей. Помимо этих частей мы, в сущности, не имеем ничего, кроме имени!" (с) По Рудольфу Штайнеру.

Имя несет в себе символ, а символ ассоциируется с душой вещи, в данном случае с колесницей. И все это – имя, символ, эгрегор, душа, целостность – есть отображения одной абстракции, добавленной к собственно вещи для ее понимания.
Сложно представить, что душа чайника может быть кому-то интересна – хотя всегда найдутся любители экзотики. Души мест - городов, народов, стран, цивилизаций - гораздо популярнее.

Бурхан обычно находится на возвышенности или на перекрестке дорог. Он представляет собой высокое старое дерево или огромный валун. Иногда на бурхане есть и дерево, и валун, а кроме них стоят столбы, которые обвязывают цветными лентами. Слово «бурхан» тюркского происхождения, и обозначает «хозяин места». Вполне возможно, что традиционные ворота – тории в японской национальной религии синто тоже восходят к аналогичным святилищам. ... Бурхан метит место, где обитают духи-покровители племени, управляющие стихиями. Им традиционно полагаются подарки. (с) неизвестно.

Если у места есть хозяин, то у хозяина наверняка есть душа. Но собственно хозяин – это посредник; при достаточно тонкой душевной организации воспринимающего душа есть напрямую у места: хозяин равно душа. Но кто на самом деле есть хозяин места? Люди. Без их восприятия «хозяина» никакого хозяина места нет.

Что делает и что может делать душа? Она может стремиться куда-то, иначе говоря, хотеть чего-то, она может отвергать и принимать что-то в разных степенях – от радости до страдания. Больше она ничего не может. Она может только самое абстрактно-базовое, потому что она сама абстрактно-базовое понятие.

В понятие души часто вкладываются базовые биологические понятия. Для понимания души само ее понятие нужно от подобной биологии очистить; стремление к структурированию или деструктурированию обычно понимаются как происходящие из души – так обычно говорится, но на самом деле эти понятия происходят из человеческой биологии и входят в старое, разговорное, расширенное понятие души. Болезнь восприятия структурирования, которую человек может душевно чувствовать как свою или чужую деструкцию, как нарушение целостности его самого, его души, биологически не отличается от болезни руки или ноги, но как боль физическая не есть боль душевная, так и иные биологические проявления в понятие души входить не должны. Иначе это получается не душа, а душа с кусочками мяса, что совсем не верно и совсем не душевно.

Душа человека не может быть объяснена ни инстинктами, ни программами, ни сбоями инстинктов и программ, ни компенсацией, ни рационализацией, ни рациональностью. Хотя многие перечисленные элементы относят к душе, не зная о последних достижениях психологии, которая, как было забыто, есть «душе-логия». Любовь к человеку – это программное, а любовь к партии – это уже душевное. Такого же подхода требуют и эгрегоры: они ведь тоже души.

Душа – это вектор стремления, и душа – это матрица оценки.

Душа требует выражения. В поэзии, в музыке, в архитектуре, во всем, и через душу создается целостность космоса. Музыка Баха звучит в соборах, это естественно, а соборы находятся в соответствующих странах. Потому что и эта музыка, и эти соборы, и страны – отражение выбора одной души, проявления одной культуры.

Душа – казалось бы, чистая беспочвенная абстракция. Но, например, чтобы что-то сделать, человеку нужно подключить свою душу к душе места. Например, в пункте А стихи пишутся, а в пункте Б стихи не пишутся. Нет резонанса... Так что душа обладает в том числе и чисто практическим смыслом.

Эгрегор-душа есть степень абстрагирования; но тот же эгрегор дается в ощущениях, и визуально-архитектурных, и аудио-музыкальных, и в словесных. И если он дается в ощущениях, он есть; то, что он при этом еще и степень абстрагирования, совершенно не мешает быть.

Говоря о душе, естественно, говорится о внешнем проявлении этой души, о ее психологическом и художественном проявлении. Это проявление – всегда действенное, влияющее, значащее; иные непроявленные ее аспекты существуют, но могут быть представлены только спекулятивно и опосредованно, это уже глубокое метафизическое бурение. Остаются стремление и оценка – то, что связано с душой ближе всего.

418px-St_Mary_Redcliffe_(600px)

Существует факт: начиная примерно с 1150 года в Германии и Франции изменился архитектурных стиль. На смену романскому стилю пришла готика. Это значит, что по каким-то причинам старый стиль перестал устраивать людей. Что изменилось? А если искать причины, то не найдется ни одной, кроме метафизической: изменилась душа. Душа народа перестала воспринимать старую архитектуру. И это при том, что народы обычно консервативны, например, византийский стиль на Руси пребывал неизменным и единственным почти 500 лет, да и после его художественные проявления сохранялись 500 лет и до сих пор существуют. А в Германии и Франции душа почему-то захотела чего-то иного. Просто потому, что старое эта душа отвергла. Шпенглер называет это появлением и проявлением души Запада, души западной цивилизации. И все совпадает: душа отвергает и душа принимает. И еще душа стремится – согласно Шпенглеру и архитектуре, она стремится вдаль и ввысь. Душа не изменилась – ее не было до этого, душа именно появилась, и она оказалась другой. А умершая душа вообще не беспокоилась об архитектуре – копировали римский стиль, и ее это не волновало, перестали копировать – она не отреагировала, потому что ее уже не было.

Люди смотрят на собор. Один говорит – это не собор, это сарай. Другой – это не собор, это чайник. Третий говорит – это прекрасно. Люди разные. Вообще критериев три: нравится, не нравится, чужая экзотика. Но если душа цивилизации, в том числе душа Запада существует, то абсолютное большинство должно признать новый собор эстетически верным, душевно соответствующим – потому что только большинство может признать и утвердить новшество цивилизационного культурного масштаба. При этом именно она, душа, есть сила, преодолевающая консерватизм, который, в свою очередь, многие народы не могут преодолеть веками.

Будет примерно 6 частей.
Subscribe

  • Шел 33-й год митингов...

    Шел 33-й год митингов... Постмодерн – это не догма, а руководство к действию. Находясь в постмодерне, нужно действовать по правилам…

  • Штирлиц шел по Пикадилли...

    Штирлиц шел по Пикадилли... Людоеды съели миссионера. И чё? Да ничё. Норм. Чекисты кого-то замочили. И чё? Да ничё. Норм. Как говорится, даже…

  • Как поднять мегалит?

    Как двигали мегалиты, которые невозможно сдвинуть? Сначала мир был миром идей. В нем не было материи. И одним сознанием создавались…

promo ms1970 ноябрь 7, 2012 22:28 685
Buy for 100 tokens
Сайт автора на Wordpress с удобным расположением материала (наполняется) Книги - страница на Вордпресс Книги можно заказать почтой. Старые посты и материалы - новые лучше смотреть на Вордпресс Большие статьи: Явная лажа тайной ложи Нация - новый синтез Нация как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Шел 33-й год митингов...

    Шел 33-й год митингов... Постмодерн – это не догма, а руководство к действию. Находясь в постмодерне, нужно действовать по правилам…

  • Штирлиц шел по Пикадилли...

    Штирлиц шел по Пикадилли... Людоеды съели миссионера. И чё? Да ничё. Норм. Чекисты кого-то замочили. И чё? Да ничё. Норм. Как говорится, даже…

  • Как поднять мегалит?

    Как двигали мегалиты, которые невозможно сдвинуть? Сначала мир был миром идей. В нем не было материи. И одним сознанием создавались…